Вожатый
Описание курса
Обучение проводится в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», утвержденному приказом Министерства труда России от 25.12.2018 N 840н.
В процессе обучения вы узнаете о роли вожатого. Поймёте логику лагерной смены. Научитесь вовлекать детей в творческую деятельность, пополните свой арсенал играми. Узнаете психологию детей, научитесь как справляться со стрессом, как управлять отрядом.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
№ |
Наименование дисциплин |
Количество часов |
1. Блок общепрофессиональных дисциплин |
||
1.1 |
Введение в профессию. Охрана труда в организациях отдыха детей. |
3 |
1.2 |
Психолого-педагогические основы работы вожатого |
7 |
1.3 |
Особенности организации лагерной смены |
10 |
2. Блок профилирующих дисциплин |
||
2.1 |
Организационный период смены |
26 |
2.2 |
Основной и итоговый период смены |
10 |
2.3 |
Социально-психологические основы работы вожатого |
8 |
2.4 |
Деятельность вожатого по охране жизни и здоровья детей |
4 |
|
|
|
ИТОГО часов теоретического обучения: |
68 |
|
3. Производственное обучение |
||
3.1 |
Производственное обучение |
72 |
Квалификационный экзамен |
2 |
|
ВСЕГО часов за полный курс обучения: |
142 |
13:00 - 16:00
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
№ п/п |
Учебные часы |
Содержание |
|
Раздел 1. Введение в профессию |
|||
Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение детского отдыха
Охрана труда в организациях отдыха детей. |
Лекция, 1 час
Лекция 1 час |
Конвенция ООН о правах ребёнка. Конституция Российской Федерации. ФЗ №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления". Типовое положение о детском оздоровительном лагере. СанПиН 2.4.4.3155-13. ФЗ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и др. Основы охраны труда в организациях отдыха детей. |
|
Тема 1.2. Вожатый как субъект педагогической деятельности |
Лекция, 1 час |
Образ вожатого. Кодекс, гимн и атрибутика вожатого (галстук, форма). Требования к личности вожатого (профессионально значимые качества личности, этика, культура речи, культура поведения, поведение в социальных сетях до, во время и после смены). Основные виды деятельности вожатого |
|
Тема 1.3. Напарничество |
Лекция, 1 час |
Особенности работы в паре в условиях детского лагеря. Типы взаимодействия вожатых в паре. Возможные трудности при работе в паре. Моделирование ситуаций, возникающих при работе напарников |
|
Тема 1.4. Детский оздоровительный лагерь как система |
Интерактивные занятия, 1 часа |
Понятие детского лагеря. Виды детских лагерей. Особенности детского лагеря. Структура лагеря. Педагогический коллектив детского лагеря (директор лагеря, руководитель смены, заместитель по воспитательной работе, старший вожатый, вожатый, методист и пр.). Развивающее пространство детского лагеря. Детский лагерь как воспитательная система. Традиции и законы лагеря. Правила пребывания в лагере. Система дополнительного образования в лагере. Принципы и механизм реализации |
|
Тема 1.5. Формы и методы воспитательной работы в детском лагере |
Лекция 1 час, интерактивные занятия, 2 часа |
Воспитательная работа в детском лагере. Мероприятия, игры, дела. Основные формы дел и мероприятий |
|
|
|
Практический обзор игр разных категорий |
|
Раздел 2. Психолого-педагогические основы работы вожатого |
|||
Тема 2.1. Педагогические основы деятельности вожатого |
Лекция, 2 часа |
Педагогика, образование, воспитание, обучение, развитие: понятия и специфика. Основные виды воспитания, направления воспитательной работы в детском лагере. Подходы к организации воспитательного процесса в детском лагере. Принципы, формы и методы воспитания. Соблюдение принципов педагогической этики при общении с детьми. Решение кейсов и педагогических ситуаций |
|
Тема 2.2. Психологические основы деятельности вожатого Лекция, 1 час Психологическая готовность ребенка к лагерю |
Лекция, 1 час |
Психологическая готовность ребенка к лагерю (этапы, трудности, пути решения). Возрастная периодизация, основные понятия (возраст, ведущая деятельность, социальная ситуация развития и т.д.). Психологические особенности детей разных возрастов. Рекомендации для вожатых по работе с детьми разных возрастных категорий. Решение кейсов и педагогических ситуаций |
|
Тема 2.3. Практикум по игротехнике |
Лекция 2 часа, практическая работа, 3 часа |
Игра: понятие, виды, особенности. Классификация игр, проводимых в детском лагере. Подбор игр в соответствии с логикой развития смены. Игра как инструмент психолого-педагогической диагностики. Техника безопасности при проведении игр. Отработка навыков проведения игр различных категорий |
|
Раздел 3. Особенности организации лагерной смены |
|||
Тема 3.1. Характеристика лагерной смены |
Лекция 2 час |
Понятие лагерной смены. Виды лагерных смен. Этапы развития смены. Программа смены, длительность и направленность смены. Игровая модель смены: цель, задачи, роль. Режим дня как основа жизнедеятельности детей во время пребывания в лагере. Единые педагогические требования. Список вещей в лагерь |
|
Тема 3.2. Временный детский коллектив |
Лекция 3 часа |
Временный детский коллектив (ВДК): структура, особенности формирования и развития в детском лагере. Этапы развития ВДК по А.Н. Лутошкину. Кризисные зоны в развитии ВДК. Система отрядов (или их аналогов) в детском лагере. Стили руководства детским коллективом |
|
Тема 3.3. Практикум по игротехнике |
Лекция, 2 часа, интерактивные занятия 3 часа |
Отработка навыков проведения игр различных категорий |
|
Раздел 4. Организационный период смены |
|||
Тема 4.1. Характеристика организационного периода смены |
Лекция, 1 час |
Цели, задачи организационного периода смены. Критерии успешности прохождения организационного периода смены. Позиция вожатого в детском коллективе. Динамика развития ВДК в организационный период смены |
|
Тема 4.2. Содержание деятельности вожатого в организационный период смены |
Лекция 2 часа |
Направления деятельности вожатого в организационный период. Заезд детей в лагерь (расселение, столовая, медосмотр, медицинские документы, белье, канцелярские принадлежности). Первичный инструктаж, работа со списками, переводы из отряда в отряд. Выявление лидеров, поиск и поддержка детских инициатив и талантов. Выявление интересов и сильных сторон детей. Виды игр организационного периода (игры в автобусе, в зале, игры на знакомство, сплочение и др.) |
|
Тема 4.3. Обеспечение безопасности детей в детском лагере |
Лекция 1 час |
Организация пребывания ребенка в лагере. Общие меры безопасности. Инструктажи. Меры пожарной безопасности. Виды нештатных и чрезвычайных ситуаций. Обеспечение безопасности во время купания, экскурсий, приема пищи, спортивных мероприятий, туристских походов, передвижения в транспорте. Действия вожатых при выявлении нештатных и чрезвычайных ситуаций в детском лагере. Работа в группах: разбор нештатных ситуаций. Отработка первичных инструктажей |
|
Тема 4.4. Педагогическая документация, планирование и анализ деятельности |
Лекция 1 час, практическая работа, 1 час |
Педагогическая документация в детском лагере. Виды педагогической документации. Ведение педагогической документации: составление плана дня, постановка задач. Механизм планирования воспитательной работы в отряде на смену. Разработка плана: цели, задачи, принципы планирования, приемы оформления. Личный план вожатого. Отрядный план-сетка. Анализ дня, периода, смены и проблемных ситуаций. Работа с педагогическим дневником. Составление отрядного плана-сетки |
|
Тема 4.5. Диагностика и самодиагностика в детском лагере |
Лекция 2 часа,
|
Понятие психолого-педагогической диагностики, ее цели и задачи. Методы психолого-педагогической диагностики в деятельности вожатого. Методы самодиагностики вожатого |
|
Тема 4.6. Отрядные сборы |
Лекция, 1 час, самостоятельная работа 2 |
Виды отрядных сборов, цели и задачи (режим дня). Технология проведения сборов. Подведение итогов дня |
|
Тема 4.7. Отрядный уголок |
Практическая работа, 1 час, самостоятельная работа, 1 час |
Отрядный уголок: цели, задачи, содержание, правила оформления. Создание элементов отрядного уголка |
|
Тема 4.8. Отрядный огонек |
Лекция, 1 час, практическая работа, 1 час |
Цель, функции, виды, тематика. Технология проведения отрядного огонька. Художественное оформление отрядного огонька |
|
Тема 4.9. Мероприятия в детском лагере |
Лекция, 1 час, практическая работа, 1 час, самостоятельная работа, 2 часа |
Формы общелагерных мероприятий периода, их цели, задачи и роль в развитии личности ребенка. Технология работы вожатого с временным детским коллективом. Игры, тематика внутриотрядных мероприятий. Проведение мероприятия, анализ подготовки, организации и проведения мероприятия |
|
Тема 4.10. Коллективное творческое дело |
Лекция, 2 часа, практическая работа, 1 час, самостоятельная работа, 1 час |
Понятие, виды, цели, особенности, технология реализации коллективного творческого дела (КТД). Организация отрядного коллективного творческого дела. Описание и проведение КТД. Анализ проведения КТД |
|
Тема 4.11. Детское самоуправление |
Лекция, 1 час, самостоятельная работа, 1 час |
Детское самоуправление в лагере: цели, задачи, функции, принципы. Этапы становления. Органы детского самоуправления: формирование, примерные схемы. Чередование творческих (типовых) поручений. Разработка и организация отрядных органов самоуправления |
|
Раздел 5. Основной и итоговый периоды смены |
|||
Тема 5.1. Характеристика основного периода и содержание деятельности вожатого в основной период смены |
Лекция, 1 час, практическая работа, 1 час, самостоятельная работа, 1 час |
Цели, задачи основного периода смены. Критерии успешности прохождения основного периода смены. Конфликт в основном периоде: характеристики, функции, пути профилактики и разрешения. Позиция вожатого в детском коллективе. Динамика развития ВДК в основной период смены. Родительский день. |
|
Тема 5.2. Содержание деятельности вожатого в итоговый период смены |
Лекция, 2 часа, самостоятельная работа, 1 час |
Особенности организации работы в завершающие дни смены (логическое завершение работы на смене, подведение итогов, создание атмосферы "завершения", завершение дел с администрацией и хозяйственной службой, сбор вещей, работа с потерянными вещами, "королевская ночь", дискотеки, медицинские справки, белье, документы детей). Методы организации обратной связи. Отъезд. Передача детей родителям |
|
Тема 5.3. Практикум по игротехнике |
Самостоятельная работа, 2 часа |
Отработка навыков проведения игр различных категорий |
|
Раздел 6. Социально-психологические основы работы вожатого |
|||
Тема 6.1. Общение как важнейший элемент в деятельности вожатого |
Лекция, 1 час, самостоятельная работа, 2 часа |
Общение: функции, виды, стили общения. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Эффекты межличностного восприятия. Защитные механизмы личности: роль, проявление. Взаимодействие вожатого с родителями, педагогическим составом и работниками детского лагеря. Стратегия успешной коммуникации. Технологии выстраивания эффективной коммуникации |
|
Тема 6.2. Мотивирование детей к активному участию в жизни отряда и лагеря |
Лекция -1 час |
Мотивация и мотив. Внешняя и внутренняя мотивация. Формирование и поддержка целеустремленности. Формирование мотивов участия. Механизм стимулирования деятельности детей в течение смены. Система личностного и отрядного роста. Способы поощрения. Разработка системы личностного роста в отряде |
|
Тема 6.3. Конфликты в условиях детского лагеря |
Лекция, 1 час |
Конфликты: типология, структура, функции конфликтов. Стадии конфликта. Модели поведения в конфликте. Конфликтогены. Типы конфликтных личностей. Основные направления возникновения конфликтов в детском лагере. Технологии управления конфликтами: прогнозирование, урегулирование и профилактика. Технологии эффективного решения конфликтных ситуаций |
|
Тема 6.4. Стресс в деятельности вожатого |
Лекция 1 час |
Стресс: понятие, сущность, особенности. Стадии развития стресса. Формы проявления стресса. Стресс-факторы (стрессоры) в детском лагере. Факторы, способствующие переходу стресса в дистресс и эустресс. Эмоциональное выгорание (признаки, причины, предупреждение). Упражнения на снятие эмоционального напряжения |
|
Раздел 7. Деятельность вожатого по охране жизни и здоровья детей |
|||
Тема 7.1. Основы физиологии и гигиены детей и подростков |
Лекция -1 ч |
Основы физиологии и гигиены детей, подростков, юношества с учетом возраста и гендерных различий. Формирование первичных бытовых навыков у детей. Группы здоровья. Противопоказания для поездки в детский лагерь. Регламентация физкультурно-оздоровительной деятельности в детском лагере (СанПиН 2.4.4.3155-13). Утренняя зарядка, техника безопасности. Контроль за соблюдением детьми необходимых гигиенических процедур |
|
Тема 7.2. Основы первой помощи |
Лекция 2 часа,
|
Понятие "первая помощь". Юридические основы оказания первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия по оказанию первой помощи (Приказ Минздравсоцразвития России от 04 мая 2012 г. № 477н) |
|